5 октября Владимир Путин подписал распоряжение, которым обязал все заинтересованные стороны начать строительство железной дороги в Туву в увязке с расширением пропускной способности участка Транссибирской магистрали Междуреченск-Тайшетс.
А вчера в Кызыле в Доме правительства состоялось совещание, на котором фактически был дан публичный старт, без преувеличения, самому крупному транспортному проекту России за последние 100 лет, реализуемому с участием частного капитала.
Но началось совещание буднично. Непривычным было разве что присутствие сановных людей из федеральной обоймы, севших «стенка на стенку» напротив местной властной команды. Рядом с Шолбаном Кара-оолом – заместитель министра регионального развития РФ Владимир Токарев, по правую руку от него – заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Леонид Бершанский, директор ФГУП «Единая группа заказчика» Российских железных дорог Дмитрий Чижиков и вице-губернатор Красноярского края Михаил Кузичев. И, конечно, интриговало появление в зале гендиректора ЗАО ЕПК Руслана Байсарова. Олигархи за пять тысяч верст просто так не летают.
Наверное, большинство из приглашенных на это заседание так бы и не осознали, что присутствуют при моменте историческом, если бы глава администрации Пий-Хема Михаил Иусов, отчитавшись о готовности отвода земли под полотно железной дороги, не задал вопрос, который крутился на языке каждого, исключая посвященных:
– Уж извините меня за прямоту, но кто-нибудь из вас может назвать точную дату начала строительства?
Сановные люди переглянулись и Владимир Токарев, пожав плечами, ответил без всякого мажора:
– А оно уже началось… Вы что, думаете, что строительство железной дороги – это шпалы и рельсы? Но то, чем мы сегодня занимаемся, обсуждая вопросы резервирования земли, места регистрации управленческих организаций и т. д., – это есть крайне важные вопросы, с которых начинается любая стройка.
Так же, без восклицательных знаков, его дополнил Леонид Бершанских.
– Наверное, все вы знаете, что 5 октября Владимир Владимирович Путин подписал распоряжение о начале реализации проекта. Вам этого мало? Тогда добавлю: сегодня минфин России перечислил заказчику первый транш из федеральной доли инвестиций. Это значит, что заказчик в соответствии с законом № 94 обязан в установленные сроки подготовить техзадание и объявить конкурс на проведение всего комплекса работ по строительству железной дороги Кызыл-Курагино. То есть, государство начало финансирование проекта. А это значит, что и с этой стороны он перешел в стадию реализации.
– После того, как Владимир Владимирович подписал распоряжение, проект можно считать окончательно прошедшим точку возврата, – подытожил Шолбан Кара-оол. – Хотя лично я и пять лет назад, когда занялся им вплотную, не сомневался в конечном результате. А для основного инвестора – ЕПК – железная дорога – дело самое что ни есть конкретное. ЗАО уже вложило в него сотни миллионов рублей.
– Миллиард, – уточнил Руслан Байсаров. – Сегодня только проектно-сметная документация по дороге – это 800 томов. Можете представить, какой объем работы уже проведен…
Кажется, только после этой дозы информации и зал, наконец, понял: все, действительно, закрутилось. И все, что на совещании говорилось до этого момента, обрело совсем иной смысл.
Этот проект, оказывается, действительно, беспрецедентен, причем, по целому ряду позиций. Во-первых, хотя бы потому, что инвестиционные доли в нем соотносятся в пропорции, прямо противоположной бытовавшей до сих пор: меньшая часть – средства государственного инвестфонда, большая – ЕПК, то есть, частной структуры. Причем – речь идет об огромных средствах. По информации Леонида Бершанских, за время подготовки проекта, из-за корректировки маршрута и выбора технологий в пользу современных, его стоимость выросла с 97 до 136 млрд. рублей, из которых федеральный фонд профинансирует только 49. Причем, затраты ЕПК 87 млрд. рублей не ограничиваются. Еще 30 млрд. ЗАО вложит в промышленную разработку тувинских месторождений каменного угля.
В итоге реализация одного этого проекта обеспечит ежегодную прибавку в республиканский бюджет порядка 9–10 млрд. рублей, что сопоставимо с сегодняшними размерами дотаций федерального бюджета.
– По нашим подсчетам, эта прибавка позволит вывести Туву в число регионов с самой высокой бюджетной обеспеченностью в расчете на душу населения, – уверен Руслан Байсаров.
Такой скачок – тоже беспрецедентен. Причем, в расчетах ЕПК заложен экономический эффект только от его деятельности. Но Шолбан Кара-оол считает, что железная дорога даст Туве гораздо большую прибавку, радикально изменив инвестиционный рейтинг республики. А он уже резко поднялся в цене. И причиной тому не только и даже не столько перемены конъюнктуры коксующихся углей на мировом рынке.
ЕПК в ближайшие годы вложит в Туву фактически напрямую 120 млрд. своих рублей. Железная дорога даст 11 тысяч, а объекты горнодобычи самой ЕПК – еще 3 тысячи новых рабочих мест. Кроме того, премьер подписал с Байсаровым соглашение о финансировании ЕПК строительства ряда социальных объектов.
Уже после совещания дотошные журналисты приперли Леонида Бершанских к стене холла первого этажа Белого дома:
– И все же, когда начнется именно строительство дороги, когда костыль первый вобьют?
– В декабре мы проведем конкурс, определим генподрядчика, а по весне вас, не сомневаюсь, обязательно пригласят на эту церемонию.
Кстати говоря, костыль приготовленный для торжественного начала стройки, оказался недалеко. Министр дорожно-транспортного комплекса и связи Игорь Грейсеров прихватил его на совещание. На всякий случай. С ним мы и сняли вышедших на крыльцо Шолбана Кара-оола и Руслана Байсарова.
|