|
В Туве находится один из американских участников проекта "Тос Эртине" музыкант Стив Скляр. Он основатель англоязычного сайта khoomei.com, являющегося самым главным источником для западной аудитории о горловом пении. На этом интернет-респурсе онлайн-уроки по хоомею, подсказки для начинающих, "вводная" информация по Туве, сообщения о концертах и уроках самого Стива.
Стив Скляр - фанат хоомея. Он стал одним из первых, кто назвал горловое пение "драгоценностью" Тувы и прислал 23 января заявку на конкурс. "Хоомей - это визитная карточка тувинской культуры и Тувы. Если где-нибудь на Западе Вы упомяните Туву, то первая ассоциация будет - горловое пение", - говорит Стив.
В ходе нынешнего визита в Туву Стив Скляр и его супруга Джонна Морроу приняли участие в фестивале "Устуу-Хурээ" и даже завоевали приз как лучшие западные исполнители.
В Туве он бывал в 1995, 2001 годах. Разница - разительная. "У всех новые окна, новых машин прибавилось на порядок, город похорошел, - рассказывает Стив. - Раньше на рынке фрукты и овощи были какие-то грустные. Сейчас все как-то повеселее".
О своем пути в хоомей музыкант может рассказывать долго.
"Я музыкант, мой главный инструмент – гитара. Я также играю на диджериду и хомусе. Я также исполняю хоомей с января 1995 года. Конечно, мой путь к хоомею разительно отличается от вашего. Я не рос в окружении других хоомейжи. Мое первое знакомство с гармоническим пением состоялось много лет назад, когда диски с тантрическим пением тибетских монахов впервые появились в продаже. Потом я слышал образцы западного обертонного пения, и чуть позднее в начале 90-х монгольский хоомей. Вскоре после этого я услышал “60 лошадей в моем табуне”, первый альбом группы “Хун-Хур-ту” и это стало моим введением в тувинское горловое пение.
Меня спрашивают, как я пришел в хоомей, на что я отвечаю, что это хоомей пришел в меня. Это точнее: когда я услышал эту музыку, она отозвалась в моем теле и душе и я понял, что мне нужно научиться самому воспроизводить эту звуки. Я пытался долгое время сам освоить это, но мне удалось лишь обучиться обертонному пению, горловая техника истинного хоомея мне не открылась.
В январе 1995 года мне посчастливилось побывать на концерте “Хун-Хур-ту” и встретиться с музыкантами. Во время нашей встречи я сказал, что когда я слушал их музыку, то “видел” места, в которых рождается она и такие талантливые люди. Они заметили, что я должен побывать в Туве, чтобы удостовериться, что увиденный образ точно соответствует действительности. (так и оказалось). Мы подружились и летом этого же года я отправился в Туву уже как их гость.
Мне посчастливилось провести несколько недель в Туве, побывать на фестивале и симпозиуме хоомея. Это путешествие дало мне незабываемый опыт погружения в среду. Я снова приехал в 2001 году уже с женой. Этот визит совпал с очередной предвыборной кампанией, благодаря которой нам удалось побывать в самых отдаленных уголках Тувы, увидеть политические митинги и встречи-свидетельства демократии. Было очень трогательно побывать в Бора-Тайге, родине Маржымала Ондара, учителя моих учителей.
Естественно, как я уже сказал, мой опыт приобщения к хоомею отличается от традиционного пути тувинских хоомейжи. Я начал постигать горловое пение в 38 лет, никто из моих соседей не мог стать моим наставником в этом. Я серьезно изучал голосовые техники, анатомию и физиологию извлечения голоса, пытаясь представить, как можно петь в различных стилях. Почти каждый год я встречался с Хун-Хур-ту и они помогали мне совершенствоваться.
Вскоре до меня начали доходить слухи о том, что люди в самых разных уголках мира слышали, что я умею исполнять хоомей, объяснять, как это делается, и обучать хоомею. Так, заручившись поддержкой и одобрением “Хун-Хур-ту”, я начал преподавать горловое пение. С того времени, я выступил с концертами, провел семинары в десятках разных мест, выпустил записи как со своим собственным ансамблем, так и другими коллективами. Тува и хоомей стали главными действующими силами в моей жизни.
Сейчас, когда я выступаю с концертом или провожу семинар, для меня очень важно начать с рассказа о Туве, ее обычаях, культуре. Я стараюсь это делать как можно лучше. Я пытаюсь объяснить людям, что для них тоже очень важно уважать и соблюдать эти традиции, стать частью этой культуры. Многие из моих учеников побывали в Туве, чтобы более достичь более глубокого понимания Тувы умом, душой и телом".
Стив Скляр считает, что в Туве необходимо создать памятное место, где можно было бы поклониться Хоомею. Это может быть Аллея или Зал Славы Хоомея. Помимо тувинских музыкантов, известных во всем мире, здесь можно было бы представить и другие страны, где в той или иной манере производят звуки, похожие на хоомей. А таких - более 40. Это привлечет внимание туристов.
|
|