|
Строительство железной дороги Кызыл-Курагино и решение проблемы энергодефицита сделают Туву самодостаточным регионом. Об этом заявила в пятницу, 9 апреля, советник председателя правительства республики Дина Оюн, выступая в рамках Пленарного заседания Межрегиональной конференции «Единой России» Сибирского федерального округа «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы», передает корреспондент ER.RU. В частности, Оюн заявила: «Практически все сибирские регионы - это, по сути, ресурсный Клондайк: богатейшие территории, недра, люди и идеи. Но, мне кажется, что Тува стоит в этом ряду особняком. В первую очередь в силу своего «юного» возраста - это самый молодой субъект РФ. Республика вошла в состав Советского Союза в суровые военные годы, в 1944 году.
Второе главное отличие, в том, что Тува практически наглухо «запечатана» от остальной части России кольцом Саянских хребтов, и ее «минеральная шкатулка» сегодня на замке.
Для того, чтобы богатейший потенциал региона заработал на всю страну нам нужно решить две инфраструктурные проблемы. Первая - транспортная изолированность, вторая - критический энергодефецит.
Сегодня мы представляем проекты, которые имеют для региона стратегическое значение. Один из них - железнодорожный проект Кызыл-Курагино - выходит за рамки одного региона, имеет стратегическое значение и, наконец, позволит включить Туву в экономическую орбиту страны.
А что реально может предложить наш регион? Всем известен наш главный козырь - туристический потенциал, удивительная по разнообразию природа, культура, древнейшие памятники истории. То же скифское золото - филигранная работа, возраст которой три тысячи лет. Кроме того, у нас богатейшие природные ресурсы. Взять хотя бы Улуг-Хемский угольный бассейн, ресурсы которого оцениваются в 20 миллиардов тонн. Из них 14,7 миллиардов тонн - это высоко-коксующиеся марки.
Тувинский уголь уже готов работать на отечественную металлургию, но для этого нужен транспорт, дорога. Именно поэтому Кызыл-Курагино имеет архиважное значение.
Проект реализуется на основе государственно-частного партнерства, уже профинансировано из двух источников 800 миллионов рублей, завершены инженерные изыскания, трассировка дороги. Но в нынешних условиях проект работает, по сути, на одно месторождение. Пропускной способности в 15 миллионов тонн не хватит, если все наши месторождения будут разрабатываться и выходить на полную мощь.
То есть уже сейчас нужно подумать о корректировке проекта, чтобы он смог обеспечить максимальную загрузку. Для этого нужно объединить ресурсы всех инвесторов - как тех, кто уже работает, так и тех, кто заходит в регион. Нужен консорциум, который поможет обеспечить баланс частного капитала, государства, республики, обеспечит прозрачность действий, координацию, плановость. А участие в консорциуме федеральной исполнительной власти станет гарантом государственных интересов.
Реализация этого проекта принесет реальную выгоду и частному инвестору, и государству. Вполне возможно, что через 5-10 лет республика станет вполне самодостаточным регионом. Для республики – до 20 тысяч новых рабочих мест, общий экономический подъем, развитие малого и среднего бизнеса, туристическая доступность, самодостаточный бюджет, комфортная социальная среда и достойное качество жизни.
Для Сибири – транспортная доступность месторождений юга Красноярского края, общее оживление межрегионального сотрудничества, выход на рынки Монголии и Китая.
Для страны – доступное сырье для металлургических предприятий, дополнительные энергетические мощности, экономически сильное приграничье, бездотационный субъект федерации.
|
|