|
Москвичам был представлен спектакль «Кыс-Халыыр», дипломная работа студентов Тувинской студии ГСИИ (Государственный специализированный институт искусств). Спектакль «Кыс-Халыыр» – это придуманная идея-проект Галины Доржу на основании тувинских сказаний, вековых народных традиций и обычаев. Галина Доржу – одна из выпускников тувинской труппы знаменитой «Щуки», давшей Туве много известных артистов-самородков, ныне педагог в ГСИИ по мастерству актеров и сценической речи. Также спектакль богат танцевальными постановками, поставленными педагогом института по танцу Еленой Бидной. Она сумела найти тонкую изюминку тувинского этноса, используя классические балетные па вперемежку с национальной хореографией, но в то же время не придав ни одним движением современный танцевальный взмах.
Как рассказывает Галина Васильевна, тувинская студия института специализируется как кукольный театр театрального факультета, но студенты также являются драматическими актерами, поэтому руководство института решило поставить и спектакль на тувинском языке.
Все постановки и кукольные, и драматические «сделаны» руками самих педагогов и студентов, в том числе и реквизиты, и костюмы и т.п. По окончанию учебы выпускники поедут в Туву с готовым репертуаром и реквизитами, им понадобится только помещение для работы.
Этот выпуск станет первооткрывателем профессионального кукольного театра в истории тувинского искусства.
В спектакле мало слов и почти нет диалогов, всё происходящее понимается молча и передается языком пластики и фольклора. Замечательно придуманы спустившиеся с потолка три белые материи, связующие в танцах всех героев, превращающиеся то облачным фоном в полете черных птиц, то в нарядные балдахины над детскими люльками, а в конце спектакля ставшими бурной рекой, которой перепрыгивает красавица от погони не желаемого жениха на другую вершину горы навстречу к своему возлюбленному.
Сюжеты так красочно, изящно, стремительно и захватывающе поставлены, а молодые актеры с такой легкостью играют, что смотрится спектакль «на одном дыхании», с начало до конца.
Притом всем телом чувствуешь, переживаешь все моменты, происходящие на сцене: от радости до слез в уголках глаз, от напряженного ожидания тихого действа шамана до пульсирующей крови в висках от внезапно, с шумом «летающих воронов», и, от энергичных танцев героев, плавно переходящих в бесшумный полет.
Элементы фольклора и древних обычаев тувинцев артисты настолько ярко показывают в сценках национальных игр молодежи «ойтулааш», «дурген чугаа» и крапление молока из «девятиглазок» женскими героями, а властные, но в то же время легкие походки «ноянов», что даже непросвещенному зрителю становится понятен глубокий и тонкий смысл спектакля.
Спектакль закончился продолжительными аплодисментами восхищенных зрителей и дарением цветов. В зрительном зале оказалась приехавшая в столичную командировку заместитель министра культуры и туризма Республики Тыва Марьятта Бадыргы, приглашенная на спектакль тувинской диаспорой.
Она выразила свое огромное восхищение от увиденного, честно призналась, что такого успешного выступления от студентов не ожидала. Поблагодарив педагогов за неоценимый труд по воспитанию таких талантливых артистов для тувинского народа, Марьятта Маадыр-ооловна обрадовала всех присутствующих, особенно выпускников-артистов, приятным известием о том, что после реконструкции драматического театра республики кроме большой сцены будет возведен и малый зал в театре, где будет выступать тувинская студия выпускников ГСИИ.
Выступил с благодарственной речью, восхищенный игрой студентов-выпускников почетный гость вечера, член московского землячества, фронтовик-сослуживец тувинских кавалеристов в ВОВ Дупак Николай Лукьянович, в свое время сыгравший на сценах Московского драмтеатра им. К.С. Станиславского ведущие роли, снявшийся в 60 кинофильмах СССР и зарубежья, первый директор легендарного Московского театра драмы и комедии на Таганке, заслуженный артист РСФСР, ныне являющий советником гендиректора театра «Уголок дедушки Дурова» по творческим вопросам.
«Они уже почти великие артисты, чувствующие тонкости своих ролей, сумеющие передать зрителю без слов тайны искусства, они должны выступать перед большой аудиторией, должны уметь находить общий язык со зрительным залом», – сказал ветеран театрального искусства своим молодым коллегам.
Он обещал обязательно устроить показ спектаклей тувинской группы института на подмостках столичных театров до их отъезда в родную Туву.
СОДЕРЖАНИЕ СПЕКТАКЛЯ:
Есть в Туве красивейшее место со странным названием «Кыс-Халыыр», что в переводе означает «прыжок девушки». Место, где горная река протекает среди высоких гор, овеяно легендой. Давным-давно две состоятельные семьи договорились породниться и сосватали своих детей сразу после рождения. Но, повзрослев, девушка влюбилась в другого, и прямо перед свадьбой бежала к нему.
Жених с отцом и друзьями преследовали ее. Во время погони девушка оказалась на высокой горе, где впереди зияла пропасть. Внизу текла река, на другой стороне высилась темная гора. Девушка уже слышала топот копыт и звуки погони. От отчаяния она разбежалась и перепрыгнула через пропасть. Увидев это, преследователи в изумлении остановились. Оценив ее смелость и самоотверженность, всадники повернули обратно. По рассказам сидящего с курительной трубкой шамана у костра (в начале и в конце спектакля, как и в сказке, девушка осталась жива, встретилась с возлюбленным, и прожили долго и счастливо. Постановщики-педагоги Галина Доржу и Елена Бидная.
Художественный руководитель В.С. Крючков
Артисты:
1. Лопсан Орлан
2. Монгуш Аяс
3. Монгуш Чечек
4. Монгуш Рудик
5. Ооржак Стас
6. Ооржак Чингис
7. Ооржак Эрес
8. Чадамба Айдыс
9. Монгалби Уяна
10. Квон Джихюн – единственная студентка в институте из Южной Кореи, обучавшаяся в составе тувинской студии.
|
|