Депутаты Законодательной палаты не захотели принять во втором чтении проект бюджета Тувы на 2009 год, который впервые сверстан как трехлетний – с расчетами на период до 2011 года. 19 ноября только 12 из 30 депутатов проголосовали «за». Остальные сочли проект закона «сырым», хотя накануне при постатейном обсуждении во всех комитетах бюджет одобрили, а профильный даже официально рекомендовал коллегам поддержать его на сессии. Тем не менее, результат был вполне ожидаемым, считают специалисты Минфина. Причина вовсе не в «сырости» нового бюджета. Все куда проще - еще на стадии проработки в комитетах парламента Минфину пришлось отсеять из проекта более половины всех депутатских поправок. Причем, по убийственным для профессионального законодателя основаниям. Суть их, если обобщить, сводится к тому, что подавляющее большинство депутатских поправок в бюджет попросту не соответствуют действующему законодательству.
«Забракованные» поправки и стали главной причиной голосования против закона. Это ведь сорванные наказы, невыполненные обязательства перед избирателями со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Пикантность ситуации в том, что кроме самих депутатов, винить в провале миссии с поправками некого. Разве что закон. Дело в том, что с нынешнего года бюджеты всех уровней формируются и будут исполняться по измененным правилам – с учетом требований федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления…» и Бюджетного кодекса, вступившего в силу в полном объеме с января текущего года.
Эти законы по-иному, чем раньше, регламентирует порядок взаимоотношений регионального и муниципального бюджетов. В частности, республиканскому бюджету запрещено в полном объеме финансировать новое строительство в муниципалитетах. Только на условиях софинансирования: скажем, половину – республика, половину – муниципальная казна.
Депутатов эти новшества коснулись самым непосредственным образом. Теперь, чтобы довести избирательский наказ до включения в бюджет, мало за неделю до сессии представить свое предложение на клочке бумаги. Придется поработать в поте лица, и не день-два в неделю, а ежедневно и весь срок. Вместе с местной администрацией пройти все ступени разработки, согласований и оформления проекта, добиться включения его в муниципальную программу развития, которую, в свою очередь, защитить перед коллегами из местного хурала. И лишь после этого подавать в Минфин РТ заявку на софинансирование и лоббировать ее при обсуждении республиканского бюджета в парламенте. Примерно так.
О такой работе над избирательскими наказами большинство депутатов, судя по переданным ими поправкам в бюджет, не имели даже приблизительного представления. По существующим процедурным правилам, второе чтение бюджета возобновится после устранения возникших разногласий согласительной комиссией, на что отведено законом три дня.
Однако в Минфине убеждены, что это потерянное время - сегодня на стадии сессионной работы над бюджетом практически невозможно прийти к серьезным компромиссам в отношении отклоненных поправок.
Согласиться с ними – все равно что начать заново переписывать бюджет, и не только республиканский.
Мнение финансистов полностью разделяет первый вице-премьер правительства Сергей Тен, возглавляющий команду по защите бюджета.
В 2008 году республика впервые за много лет приостановила рост кредиторской задолженности бюджета.
Бюджет понемногу начал рассчитываться с реальным сектором экономики не обещаниями, а живыми деньгами, и даже погашать долги прошлых лет.
Будущий бюджет сверстан так, чтобы закрепить эту тенденцию, но малейшие необоснованные правки могут свести к нулю все усилия.
Есть, однако, большие сомнения в том, что депутаты прислушаются к доводам правительства и ради сохранения хрупкого баланса в бюджете будущего года отзовут свои запоздалые притязания - до следующей бюджетной кампании.
Скорее, не прислушаются. Причем, даже те, кто не нуждается в бюджетном ликбезе и прекрасно понимает, чем чревата для республики их несговорчивость – ничем хорошим. Источник этих сомнений – фигура спикера Законодательной палаты Василия Оюна.
Не раз случалось так, что при необходимости парламент под его влиянием превращал работу над бюджетом в средство борьбы за личные или узкогрупповые интересы.
Достаточно вспомнить политический кризис 2006 года, когда законодатели под его началом в разгар бюджетной кампании устроили парламентский локаут – он закончился отставкой главы республики.
Сейчас у спикера тоже своего рода момент истины – прокуратура готовится предъявить ему обвинение сразу по двум статьям УК. Скорее всего, Оюн такого шанса не упустит.
В этом свете заминка с бюджетом во втором чтении выглядит совсем не случайной. Как и то, что в отсуствие спикера, когда он вроде бы болел, те же депутаты в первом чтении приняли закон о бюджете единогласно.
|