|
10 мая исполнилось 55 лет со дня рождения первого тувинского профессионального кинооператора Шамиля Седен-оола, безвременно ушедшего из жизни 6 июня 1997 года. Сын первого тувинского летчика Юрия Седен-оола и замечательной актрисы Марьям Рамазановой, выпускник ВГИКа, член Союза кинематографистов СССР, Шамиль Седен-оол вписал свои яркие страницы в кинолетопись истории Тувы XX века. Это и яркие тувинские сюжеты в Восточно-Сибирской Студии кинохроники, и фильмы, отмеченные самыми высокими наградами - "Секундант", "Охота пуще неволи", "Зона затопления" (приз "Бронзовый Дракон" на фестивале в Кракове 1990 г, спецприз на фестивале в Лейпциге), "Танец орлят" (оценка "отлично" на конкурсе кинодокументалистов РФ).
Вот как описывает кадры из его работы коллега Валерий Хоменко: "...Ястреб, сидящий на предплечье тувинца, казался чучелом. Еще секунду-другую, и с его головки был снят черный колпачок, потом дрогнул палево-жесткий, почти тигриный зрачок, шевельнулась судорожно шея, в кадре крупным планом, будто кривой турецкий кинжал-ятаган, обрисовался клюв, глубокая прорезь ноздрей как-то "изысканно" подчеркивала свирепость птицы, и вот она, крутанув корпусом, разомкнула и гордо повела серыми парусами крыльев. И уж совсем чудом было видеть на экране весь ход охоты - ведь не художественное же это кино, "с фокусами", дрессурой, а рабочий материал очередного сюжета для киножурнала "Восточная Сибирь": как взмывал хищник в поднебесье, парил сквозь тучи, камнем падал на волка, бегущего трусцой по склону сопки, в загривок ему крючьями лап, вонзившись, когтил серого в клочья!
Все это ошеломляло.
Ничего подобного на документальном экране не было, пожалуй, с 50-х годов, когда легендарный Алексей Белинский снимал свою ленту "За Баргузинским соболем", где очень детально и выразительно были воспроизведены перипетии отлова благородного зверька.
Сюжет ястребиной охоте - а она там еще практиковалась - в Туве, в глубинке, "добыл" своей камерой Шамиль Седен-оол, оператор кинокорреспондентского пункта Восточно-Сибирской студии кинохроники в Кызыле.
Шамиль Седен-оол был личностью яркой и неординарной, коллеги называли его "тувинский князь". Его последней работой в кино стал совместный с американскими кинематографистами братьями Белич проект "Чингиз Блюз" о двух исполнителях горлового пения - слепом американском блюзмене Поле Пена и хоомейжи Конгар-ооле Ондаре.
Картина была номинирована на премию "Оскар-2000" в категории "Документальный фильм".
|
|